Методические рекомендации на 2018-2019 учебный год

12.10.2018 год

Методические рекомендации об организации деятельности
дошкольных образовательных организаций Республики Крым
в 2018/2019 учебном году

Нормативные документы, регламентирующие содержание
деятельности дошкольных образовательных учреждений
Федеральные документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012№ 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года;
- Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет" и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
- Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220);
- Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2014 N 31757);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2010 №01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 №08-1888 «О направлении рекомендаций».

Региональные документы

- Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
- «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
- «Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОУ» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
- «Методические рекомендации по составлению календарного графика образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
- «Методические рекомендации к составлению учебного плана непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
- «Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.

Организация деятельности ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование детей дошкольного возраста. В настоящее время дошкольные образовательные организации  Республики Крым  могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Во всех регионах Российской Федерации получают развитие новые формы организации дошкольного образования, задачи которых — максимально полно удовлетворить потребности населения в дошкольных образовательных услугах, поддержать стремление семьи к обеспечению полноценного развития и воспитания ребенка в коллективе сверстников.
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся:
-   группа кратковременного пребывания;
-   центр игровой поддержки ребенка;
-   консультативный пункт;
-   служба ранней помощи;
-   лекотека;
-   семейный детский сад.
 Группы кратковременного пребывания (ГКП) — структурное подразделение образовательного учреждения, реализующее программы дошкольного образования. Создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Консультативный пункт (КП) организуется для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.
На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.
Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.  Цель СРП – организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Основная образовательная программа (далее ООП ДОО) – это модель организации образовательного процесса ДОО. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
 На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов, которые определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлены на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Программы решают задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  Ведущими критериями оценки качества дошкольного образования являются созданные в образовательной организации условия для реализации основной образовательной программы (соответствие кадровых, материально-технических, психолого-педагогических условий и др.), качество организации воспитательно-образовательной деятельности, которая должна обеспечивать возможность развития потенциальных способностей каждой отдельной личности, сохранив свою индивидуальность.

Организация методической работы с педагогическими работниками
на этапе реализации ФГОС ДО

Реализация ФГОС ДО в практике дошкольного образования Республики Крым напрямую зависит от знания и понимания конкретным педагогом, руководителем образовательной организации, родителями, представителями муниципальной методической службы концептуальных и стратегических положений документа, оснований, определивших его разработку.
Цель методической работы в условиях реализации ФГОС ДО – повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.                                          
Методическая работа должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – необходимый показатель качества воспитательно-образовательного процесса.
Методической службе в регионах необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.  

Приоритетные направления методической работы в условиях реализации ФГОС ДО:
- сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы ДОО, рабочих программ педагогов;
- методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими реализацию ФГОС ДО;
- поддержка дошкольных образовательных организаций, организация сетевого взаимодействия их друг с другом и социальными партнерами;
- экспертная оценка (мониторинг) эффективности управленческой деятельности в ДОО в условиях введения и реализации ФГОС
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 15.02.2016 №168 «Об утверждении плана мероприятий в 2016 году», пункта «Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных организациях (приобретение оборудования, обучающего программногообеспечения) мероприятия 1.8 основного мероприятия 1 подпрограммы 1«Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы» созданы ресурсные центры по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе дошкольных образовательных учреждений гг. Евпатории, Керчи, Красноперекопска, Симферополя, Феодосии, Ялты, а также Симферопольского и Красногвардейского районов (приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 06.09.2016 №3183).
 

Ресурсные центры по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе дошкольных образовательных учреждений

№ п/п Муниципальное образование Наименование учреждения Электронный адрес
  1.  
г. Симферополь МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №85 «Радуга»
  •  
  1.  
г. Евпатория МБДОУ «Детский сад №1 «Космос» dyzkosmos@mail.ru
  1.  
г. Ялта МБДОУ «Детский сад №19 «Солнышко»
  •  
  1.  
г. Керчь МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№6 «Радуга»
  •  
  1.  
г. Феодосия МБДОУ «Детский сад № 11 «Сказка»
  •  
  1.  
г. Красноперекопск МБДОУ (ясли-сад)№ 13 «Сказка»
  •  
  1.  
Симферопольский район, пгт Гвардейское МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
пгт. Гвардейское»
  •  
  1.  
Красногвардейский район,
п. Красногвардейское
МБДОУ «Детский сад №5 «Непоседа»
п. Красногвардейское
  •  
Материальная база Центров используется для проведения организационно-методических мероприятий, изучения и внедрения современных образовательных технологий, распространения передового педагогического опыта.
В соответствии с частью 2статьи 12 Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 06.07. 2015г. №131-ЗРК/2015, Порядком признания образовательных учреждений и их объединений региональными инновационными площадками, утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.11. 2016 г. № 3756 и на основании заключения Экспертной комиссии по вопросам присвоения статуса региональных инновационных площадок (протокол от 19.09.2017г. №1), приказами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.10.2017г. № 2499, от 04.06.2018 №1326 «Об утверждении  региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования Республики Крым»
присвоен статус региональных инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования Республики Крым, четырем дошкольным образовательным организациям:
№ п/п Муниципальное образование Наименование учреждения Тема проекта (программы) Научный руководитель
1. г. Евпатория МБДОУ «Детский сад № 1 «Космос «Взаимодействие дошкольного учреждения с учреждениями города в рамках социального партнерства как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников города Евпатории в условиях внедрения ФГОС ДО» Научный руководитель: Колосова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского, Клещевич Г.Н., заведующий МБДОУ)
2. г. Евпатория МБДОУ «Детский сад № 37 «Журавлик» «Совершенствование инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения по безопасности движения через модернизацию развивающего пространства в условиях реализации ФГОС ДО» научный руководитель: Калашникова Е.О., заведующий МБДОУ
3. г. Феодосия МБДОУ «Детский сад № 20 «Жар-птица» «Семейные ценности в формировании личности маленького гражданина РК» научный руководитель: Стребкова Л.А., заведующий МБДОУ
4. г. Ялта МБДОУ «Детский сад №67 «Солнечный дом» «Лаборатория маленького исследователя» научный руководитель: Горбунова Наталья Владимировна, доктор пед. наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГФОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте; руководитель проекта:                             Худякова С. Н.
 
Трансляция инновационного опыта ДОО Республики Крым осуществляется через информационное обеспечение (сайты городских (районных) управлений (отделов) образования и КРИППО), издательскую деятельность, организацию и проведение семинаров и конференций, в программе «Форума педагогических работников дошкольных учреждений Республики Крым».
В соответствии с приказом от 21.11.2017 № 2934 «О подготовке и проведении республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2018» в Республике Крым проведен республиканский этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2018». Педагоги показали высокий уровень профессионального мастерства, теоретические знания в области дошкольной педагогики и детской психологии, практические навыки в педагогической деятельности.
Очный этап конкурса проводился на базе МБДОУ города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга» (Ворон О.В.) и МБДОУ города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №28 «Орленок» (Щербакова Н.И.), предоставившие все условия для качественного проведения республиканского этапа Конкурса: соответствующие учебно-методические материалы,  литературу, технические средства обучения и  оборудование, видео и фото-сопровождение.
Решением жюри победителем республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2018» в Республике Крым стала воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Катюша» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Чернуха Наталья Валериевна.
Финалисты республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года  России– 2018»:
- Шанцуева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым, финалист I степени; 
- Гусельникова Зоя Владимировна, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» г. Феодосии Республики Крым», финалист II степени;
- Малышева Юлия Витальевна, воспитатель МБДОУ города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка», финалист III степени;
- Астраханцева Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24 «Дружба» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым, финалист IV степени.
Лауреатами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года  России– 2018» в  Республике Крым стали:
- Исаева Анна Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колосок-1» с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым;
- Недосекина Евгения Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Радуга» городского округа Судак;
- Жаркова Наталья Васильевна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ермаковская начальная школа – детский сад» Джанкойского района Республики Крым;
- Селяметова Венера Алмардановна, воспитатель МДОУ города Джанкоя Республики Крым «Детский сад №38 «Улыбка»;
- Геращенко Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное» Симферопольского района Республики Крым.
 
Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учетом регионального компонента
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При планировании воспитательно-образовательной деятельности необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования, определяемые ФГОС ДО, методические рекомендации Министерства образования науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.
Особенность организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Рекомендуем использовать при составлении годового плана ДОО календарь образовательных событий на 2018/2019 учебный год с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
В качестве региональных особенностей следует учитывать:
- климатические условия осуществления образовательного процесса (будет определять отличия в режиме дня ДОО);
- социально-экономические условия;
- национально-культурные условия.
В содержание психолого-педагогической и методической работы по освоению детьми образовательных областей рекомендовано включать региональную парциальную программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Республики Крым от 01.03.2017 №1/7).        
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо постоянно пополнять созданные в группах центры. Важным условием обучения является разнообразие и системность дидактического материала, который даёт возможность упорядочить знания детей о Крыме.
       Развивающая предметно-пространственная среда содержит разнообразные компоненты. Необходимо внести в содержание РППС элементы, направленные на реализацию регионального компонента.
- Библиотека. Для более глубокого ознакомления детей дошкольного возраста с историей Крыма, своего города (села), природой региона, с культурой, языками, обычаями и традициями народов Крыма, можно включить в перечень литературы детской библиотеки соответствующие книги, альбомы, проспекты, наборы открыток. Периодически создавать тематические выставки: «Сказки народов Крыма», «Крымские поэты и писатели детям», «Они писали о Крыме». В современных условиях педагог может использовать в работе аудио, видео и фонотеку.
- Крымский календарь событий. Календарь может содержать информацию о традиционных региональных, народных и религиозных праздниках народов Крыма. Возможно включать в него детские рисунки и фотографии.
- Создание мини-музея (краеведческого, этнографического и т.д.). Экспозиции музеев помогут детям дошкольного возраста закрепить полученные знания о истории и природе региона, традициях и обычаях народов Крыма. Работа с краеведческим материалом способствует воспитанию любви к малой Родине и патриотизма.  При наличии возможности, в ДОУ могут функционировать фольклорные комнаты, тематические этнографические экспозиции.
- Игротека. Занимательные игры с региональным содержанием. С целью закрепления знаний детей дошкольного возраста о Крыме рекомендуем формирование игротеки. В перечень игр могут войти кроссворды, кубики с видами объектов природы  и архитектуры Крыма, пазлы  и разрезные картинки, игровые модули и конструкторы, макеты городов и сел, познавательные игры по принципу  «Угадай!».                                                  
Основные направления деятельности ДОО по реализации регионального компонента предполагают воспитание умения воспринимать красоту окружающего мира и формирование желания больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Цель данного направления работы - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.
      Реализация данного направления осуществляется большей частью в   непосредственно-образовательной деятельности, повседневной жизни путем наблюдений, экскурсий, экспериментально-исследовательской деятельности, чтении художественной литературы, рассматривании альбомов с фотографиями.  Рекомендуем обустройство на территории ДОО экологических троп (объектами для наблюдений могут быть декоративные и лекарственные растения, места скопления насекомых и птиц и т.д.), подбор коллекций с региональным природным материалом и альбомы с иллюстрациями. С целью реализации данного направления возможно обустройство экологического музея или комнаты «Друзей природы». Повышению познавательного интереса детей дошкольного возраста содействует проектная деятельность.  Такие проекты как «Салгир», «Бельбекская долина», «Горы Крыма», «Обитатели Черного моря» помогут систематизировать полученные знания о природном окружении Крыма. В практике работы педагог может использовать видео, аудио и фотоматериалы.
Реализация раздела «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму» рекомендуем осуществлять во всех видах детской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в непосредственно-образовательной деятельности, в процессе наблюдений, чтении художественной литературы, игровой и изобразительной деятельности.
  Рекомендуем начинать знакомить детей дошкольного возраста с ближайшим окружением, ориентироваться на личный опыт.
   Необходимо создавать условия социального партнерства ДОО с краеведческими, этнографическими и художественными музеями, общинами, землячествами, творческими национальными коллективами и родителями.
При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Крыму, нельзя обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее общности всех людей на планете. Необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах. Знакомя детей с культурой людей, следует исходить, прежде всего, из национального состава группы.
В контексте данной программы следует обратить внимание на то, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста должно базироваться на добром отношении к представителям других национальностей.
Педагоги должны содействовать овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений.
       Особое внимание в реализации регионального компонента необходимо уделить профессиональной подготовке педагога. С 2018 года ГБОУ ДПО РК КРИППО реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Реализация региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» в объеме 36 часов. Программа направлена на формирование у педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Крым профессиональных компетенций, необходимых для реализации регионального компонента.
 Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. 
Особое место в реализации регионального компонента необходимо отвести народным играм. Педагогика рассматривает народные детские игры как необходимое содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Издавна в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять выдержку, творческую выдумку, волю и находчивость. Народные игры способствуют в реализации всех образовательных областей ФГОС ДО.
            
В практике работы педагога ДОО с целью реализации регионального компонента используются три группы народных: драматические, спортивные, хороводные.
В содержание  воспитательно-образовательного процесса должны войти:
- обрядовые игры: календарные игры (колядования, масленичные) и семейно-бытовые (именинные, гостевые);
- ритуальные игры: сюжетные, связанные со всякого рода церемониями (ритуал торга, ярмарка, судопроизводство, жеребьевка, "Судья и разбойник").
- развлекательные игры - это наибольшая группа народных игр (уличные и домашние (посиделочные); 
- драматические (игры-драматизации);
- орнаментальные (в игре большое место занимают песни и танец), хороводные;
- спортивные (состязательные) игры;
- интеллектуальные игры (шашки, кости, шахматы);
- пальчиковые игры.
Программа содержит примерный перечень рекомендованных игр народов Крыма.

Организация воспитательно-образовательной деятельности в группах с крымскотатарским (родным, неродным), украинским (родным, неродным) языками и билингвальных группах
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей второму  языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы в основной части или в части  формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.
Примерные образовательные программы обучения украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) одобрены Федеральным учебно-методическим объединением Министерства образования и науки Российской Федерации 20.05.2015 г.
Программы размещены на сайте ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (раздел «Дошкольное образование»).
Основная цель программ – обеспечить уровень коммуникативных умений и знаний по украинскому, крымскотатрскому языкам и правильного литературного произношения, соответствующих умений и навыков, а также интеллектуальное развитие дошкольников и этнокультурных знаний.
Предлагаемые программы рассчитаны на 3 года обучения и направлены на поэтапное формирование и развитие элементарных навыков устной речи у детей дошкольного возраста.
Программы рассчитаны на детей 4-7 лет, изучающих крымскотатарский или украинский языки в качестве одного из государственных языков в детском саду (35 НОД в год – 1 раз в неделю, в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), используется интегрирование других областей как на занятиях, так и в индивидуальной работе.). Они строятся на основе преемственности по отношению к целям и задачам воспитательно-образовательного процесса, заложенных в детском саду с учетом методических принципов. 
  Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание образовательной деятельности в месяц.
  Изучение родного или второго языка в дошкольном возрасте происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра – это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке.  Игровая методика определяет основной принцип обучения крымскотатрскому или украинскому языкам в детском саду.  Поэтапное формирование элементарных навыков и умений обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения, отслеживание достижений детей и определение их уровня сформированности коммуникативной компетенции данного этапа.
   От дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения полноценно общаться, понимать и говорить на втором языке, но важно воспитывать стремление вести себя адекватно, уверенность в том, что он сможет понять и высказать свою мысль на изучаемом языке.
Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться вторым языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.
В процессе обучения детей второму языку на раннем этапе согласно программам используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный, проектный.
Коммуникативный метод является доминирующим. С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного общения на раннем этапе изучения языка, начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности дошкольников.
Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста. Таким образом, у детей развивается элементарная креативная компетенция как показатель коммуникативного владения языком на данном этапе его изучения.
Фактор педагога способствует успешному обучению родного или второго языка детей дошкольного возраста. Педагог обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого дошкольника на основе максимальной помощи и поддержки, сочетания разнообразных путей–методов-подходов к обучению языку.
  Воспитатель, преподающий родной или второй язык наряду с выполнением обычных повседневных обязанностей должен:
• реализовать образовательную программу дошкольного образования;
• давать образец иной речи и иноязычной культуры;
• создавать атмосферу, в которой дети овладевают способностью сосуществовать в мультикультурном сообществе;
• рассмотреть образовательную деятельность как особый тип общения с детьми, как своеобразную деятельность по усвоению языка.
  Для решения задачи расширения общения детей на втором языке необходимо выполнять следующие условия:
• в процессе изучения языка опора делается на родной язык и используется тот же тематический принцип, следовательно, необходимо расширять разговорную практику на родном языке;
• в условиях неблизкородственной языковой среды необходимо учитывать возрастные, психические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также наличие цепкой языковой памяти и их коммуникативную предрасположенность;
• изучение второго языка не должно быть оторвано от изучения основ культуры его носителей;
• особое внимание рекомендуется уделить работе с семьей, так как влияние семьи является решающим фактором в становлении речи на втором языке.
Для освоения дошкольниками обязательного содержания Программ изучения родного или второго языка организуются такие виды активности детей на занятии, как:
• двигательная (перемещение в различных зонах помещения для занятий, выполнение команд и поручений, ответы с помощью условных жестов и игровых предметов, игры с предметами и соревнования);
• игровая (предметная, с игрушками, сюжетная, ролевая, режиссерская, с правилами);
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская (экспериментирование с объектами и материалами окружающего мира);
• художественная (восприятие детской литературы, художественных иллюстраций, мультипликаций и фольклора);
• элементарная трудовая (подготовка к самообслуживанию, выполнению посильных бытовых обязанностей, взаимодействие и взаимопомощь);
• конструирующая (изготовление поделок из природного и иного материала, деталей конструктора, бумаги);
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
• музыкальная (музыкальное сопровождение занятия, пение, игра на детских музыкальных инструментах);
• физическая (движение под музыку и ритм, элементы оздоровительных упражнений, физкультурные паузы).
К условиям реализации Программ изучения родного или второго языка относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях.
При организации образовательного пространства для реализации Программ изучения родного или второго языка создается возможность присутствия на занятиях родителей и их взаимодействия с детьми. Это позволяет усилить роль семьи в воспитании и развитии личности дошкольника.
Программы реализуют следующие цели: учебные, познавательные, развивающие и воспитательные. Каждая из этих целей реализовывается в воспитательном процессе во взаимодействии, по направлениям: «Речевая деятельность», «Знание языка, устные речевые умения». Тематические праздники и развлечения на родном или втором языке - в каждой возрастной группе.
  Целесообразно использовать народоведческие элементы разного направления с целью возрождения национального самосознания, человеческого достоинства.
   Педагогу, реализующему программу дошкольного образования в билингвальной группе, необходимо руководствовать соответствующими принципами работы:
1.           Принцип коммуникативной направленности обучения родному или второму языку. Дети должны овладеть языком как средством общения, уметь самостоятельно строить диалог, вступать в разговор, если к ним обращаются на украинском или крымскотатарском языке.
2.           Принцип учета родного (русского) языка во время овладения другим языком. Чем младше ребенок, тем больше значимость родного языка. Изучение программного материала по родному языку должно «опережать» изучение его на НОД по второму языку.
3.           Принцип изучения языка как деятельности. Второй язык должен входить в состав таких видов деятельности, как познавательная, учебная (они осуществляются в НОД), речевая (общение в повседневной жизни) и игровая.
4.           Принцип доминирующей роли игры в ходе изучения родного или другого языка. На каждом этапе НОД используются дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, игры-драматизации. В повседневной жизни – подвижные, народные, хороводные, сюжетно-ролевые игры.
5.           Принцип учета отличий между устной и письменной формами языка. Дети должны слышать литературные (орфоэпические) нормы произношения слов языка.
6.           Принцип обеспечения интенсивной разговорной практики (активного общения на занятиях НОД) и в повседневной жизни.
7.           Принцип тематического изучения материала.
8.           Принцип изучения родного или второго языка на основе типовых речевых образцов (моделей, грамматических конструкций).
9.           Принцип аппроксимации обучения, который дает возможность педагогу на начальных этапах обучения не обращать внимание на те речевые ошибки, которые не мешают правильному пониманию второго языка (акцентологические, некоторые фонетические ошибки). Это помогает вызвать речевую активность ребенка.
10.         Принцип внимания к речевым ошибкам, которые мешают пониманию языка, изменяют содержание, засоряют речь. Реализация этого принципа осуществляется в процессе формирования элементов самокоррекции, самоконтроля и взаимоконтроля в речи.
Комплектование групп и организация воспитательно-образовательного процесса в группах для детей с украинским или крымскотатрским языками обучения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН.

Коррекционная работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
В настоящее временя разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержкой психического развития, слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием размещены в реестре примерных основных общеобразовательных программ по ссылке:
http://fgosreestr.ru/.
Приоритетными задачами в деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения и реализации ФГОС ДО в 2018-2019 учебном году являются:
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников с учетом требований ФГОС ДО и возможностей образовательного пространства ДОО;
- совершенствование работы дошкольных образовательных учреждений по укреплению здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательного процесса;
- активизация работы по освоению новых педагогических технологий, инновационных образовательных программ;
- развитие ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающие развитие личности ребенка в процессе реализации традиционных и инновационных форм сотрудничества»
-  развитие системы дополнительного образования детей.

Интернет - ресурсы дошкольного образования:
  • http://www.ed.gov.ru  - Сайт Министерства образования РФ;
  • //monm.rk.gov.ru – Сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
  • http://krippo.ru – Сайт Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования;
  • www.prosv.ru - ОАО «Издательство «Просвещение»;
  • www.tc-sfera.ru - Издательство «Творческий Центр Сфера»;
  • www.doshcolniki.ru - разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального конструирования г.Москва (президент А.Г. Асмолов, д.пс.н., профессор, академик РАО);
  • http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
  • http://www.danilova.ru - Раннее развитие детей.
  • http://edu.rin.ru/preschool/index.html  -  Дошкольное образование;
  • http://www.kindereducation.com - «Дошколенок».;
  • http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah  - «Раннее развитие»;
  • http://talant.spb.ru - Сайт Общества раннего детского обучения «Созидание талантов»;
  • http://www.babylib.by.ru - Библиотека маленького гения.

Заведующий центром
развития дошкольного и
начального образования                                             Т.В. Лапшина
 
Методист центра развития
дошкольного и начального
образования                                                                   Э.Ф. Кемилева
 
Методист центра развития
дошкольного и начального
образования                                                                  М.Н.Красёха