ГМО для старших воспитателей "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников"

     В памяти взрослого человека особенно ярким воспоминанием остается детство. Время, когда рядом были взрослые и много зaбaвныx и умных игрушек. Одни ждали нас в детском саду, другие-дома. Современное время поставило перед взрослыми ряд вопросов: чем заняться с ребёнком дома? А что он делал в детском саду? Какие игры помогут дошкольнику в интеллектуальном развитии и откроют ему дверь в успешное будущее?
  Сегодня научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых укрепляют данный союз, а в семьях создают обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимого для формирования личности малыша.
   В 2021 году наш детский сад стал участником Всероссийской инновационной площадки «Образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников». В инновационной деятельности принимают участие воспитанники старшей и подготовительной групп. Mы предлагаем и вам познакомиться с увлекательным миром головоломок!
     Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума». На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле она учит дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

 ЗАЧЕМ ДОШКОЛЬНИКУ ГОЛОВОЛОМКИ?

      С древнейших времен и до сегодняшних дней человечество стремится достичь все больших и больших высот в освоении своего интеллектуального потенциала. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из caмыx актуальных в современной педагогике. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
    Современные педагоги для раннего интеллектуального развития детей используют самые разнообразные средства, но одно из самых эффективных средств формирования и развития интeллeктyaльныx способностей ребенка – ГОЛОВОЛОМКИ. 
Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» - решать трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно хорошо подумать, применить логику и сообразительность.
Любая головоломка, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.
   Игры-головоломки способствуют также развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Игры с головоломками позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.
  Сегодня мы хотим представить вашему вниманию игровой комплект «МИР ГОЛОВОЛОМОК», при помощи которого мы можем помочь ребенку развивать творческое и умственные способности через игры-головоломки, а также познакомить детей с разными видами головоломок, научить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм, понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок, развивать элементы логического и наглядно-образного мышления, целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве, познавательный интерес, произвольное внимание, воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
        Ежедневно занимаясь с детьми головоломками, мы заложим не только прочный фундамент их школьных успехов, но и в целом повысим интеллектуальные способности детей.

Игровой набор Мир Головоломок.pptx

      Сегодня всем педагогам хорошо известны такие игровые развивающие материалы как: дары Ф. Фребеля, материалы М. Монтессори, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игры Б.Н. Никитина и многие другие. Мы же хотим познакомить вас с современными авторскими играми-головоломками и предлагаем провести у себя в детском саду смарт-тренинг. Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной организации? Начнем с определения слова «смарт» (от англ. smart) основное значение которого определяется как, толковый, сообразительный, умный, находчивый. Акроним «smart» хорошо известен, как метод определения «умной» цели и постановки задач, расшифруем его:
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
      Слово «тренинг» (англ. training от train– обучать, воспитывать) обозначает метод активного обучения, направленный на развитие ЗУН (знаний, умений и навыков). Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
       Но прежде, чем научить детей, мы, педагоги, должны научиться сами…


   В самом начале работы с игровым набором «Мир головоломок» педагоги знакомили воспитанников с играми, руководствуясь принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у детей интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели. 
       
Вскоре мы сделали вывод, что детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

    Ребята очень активны в восприятии  головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Каждому ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, которая увлекает его, преобразовать ее, получив что-то новое.


Реализуя  проект «Образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников», педагоги нашего детского сада  решают задачи по оптимизации познавательного развития дошкольников, интеграции познавательной активности детей в контексте исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, по  созданию условий повышения эффективности реализации образовательной области «Познавательное развитие».